РЕЗОЛЮЦИЯ
ВТОРОЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«БИБЛИОТЕКА И ФОРМИРОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА»
Межрегиональная научно-практическая конференция «БИБЛИОТЕКА И ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА» прошла 9-10 ноября 2016 года на базе ГАУК Свердловской области «Свердловская областная универсальная научная библиотека имени В.Г. Белинского» (СОУНБ им. В.Г. Белинского).
Конференция поддержана Министерством культуры Российской Федерации, Министерством культуры Свердловской области, Некоммерческим Фондом поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека».
Конференция поддержана Министерством культуры Российской Федерации, Министерством культуры Свердловской области, Некоммерческим Фондом поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека».
В конференции приняли участие представители четырех регионов страны (Екатеринбург и Свердловская область, Челябинск, Москва, Санкт-Петербург) и ближнего зарубежья — Казахстан (Астана, Назарбаев Университет). В числе участников специалисты государственных, муниципальных, школьных и вузовских библиотек, а также преподаватели вузов и колледжей, учителя, IT-специалисты, сотрудники научно-исследовательских институтов, издательств, представители государственных структур и общественных организаций г. Екатеринбург.
Общее количество участников конференции составило 128 человек. Было заслушано 19 докладов и сообщений по широкому кругу проблем формирования информационной и медиакультуры личности как важнейшего перспективного направления деятельности любой библиотеки с точки зрения ее образовательной и просветительской миссии, требующего освоения библиотечными специалистами медиаобразовательных технологий и знания особенностей сетевой среды.
Общее количество участников конференции составило 128 человек. Было заслушано 19 докладов и сообщений по широкому кругу проблем формирования информационной и медиакультуры личности как важнейшего перспективного направления деятельности любой библиотеки с точки зрения ее образовательной и просветительской миссии, требующего освоения библиотечными специалистами медиаобразовательных технологий и знания особенностей сетевой среды.
Работа конференции проходила в режиме пленарного заседания, дискуссии, круглого стола и мастер-классов.
В центре внимания конференции были вопросы осмысления роли и места современной библиотеки в формировании и развитии информационной культуры населения, обретения библиотекой новых качеств и перспектив в цифровую эпоху; определения особенностей в работе с различными категориями пользователей; анализ необходимых навыков и компетенций библиотекаря в современном социокультурном и медийном пространстве.
Темами мастер-классов стали вопросы «Как учить азам компьютерной грамотности» (о методиках обучения пожилых людей) и «Негатив в интернете: бороться vs использовать».
В рамках дискуссии «Нужны ли медиаобразовательные технологии в практике библиотек?» участники конференции обсудили состояние и перспективы использования новых информационных технологий в библиотечной деятельности. Выступающие и участники дискуссии отметили важность освоения медиаобразовательных технологий как профессионально значимых навыков и умений.
По результатам обсуждения были приняты следующие предложения:
Профессиональному библиотечному сообществу России:
· принять во внимание растущую потребность в обществе в повышении уровня информационной и медиаграмотности;
В центре внимания конференции были вопросы осмысления роли и места современной библиотеки в формировании и развитии информационной культуры населения, обретения библиотекой новых качеств и перспектив в цифровую эпоху; определения особенностей в работе с различными категориями пользователей; анализ необходимых навыков и компетенций библиотекаря в современном социокультурном и медийном пространстве.
Темами мастер-классов стали вопросы «Как учить азам компьютерной грамотности» (о методиках обучения пожилых людей) и «Негатив в интернете: бороться vs использовать».
В рамках дискуссии «Нужны ли медиаобразовательные технологии в практике библиотек?» участники конференции обсудили состояние и перспективы использования новых информационных технологий в библиотечной деятельности. Выступающие и участники дискуссии отметили важность освоения медиаобразовательных технологий как профессионально значимых навыков и умений.
По результатам обсуждения были приняты следующие предложения:
Профессиональному библиотечному сообществу России:
· принять во внимание растущую потребность в обществе в повышении уровня информационной и медиаграмотности;
· учесть массовое появление разнообразных мобильных устройств и приложений для работы в облачных средах в целях модернизации библиотечной деятельности, особенно в части создания и реализации сетевых библиотечных проектов, направленных на формирование интереса к книге и продвижение чтения;
· обратить внимание работников библиотек на необходимость активизировать овладение новыми знаниями и навыками эффективной работы с современными интернет-сервисами и инструментами для предложения пользователям новых продуктов и услуг, освоения медиапространства.
Муниципальным, районным органам управления культурой: содействовать повышению квалификации библиотечных кадров в области актуальных информационных технологий, в том числе посредством обучения на учебно-методических мероприятиях по программам дополнительного профессионального образования, организуемых Свердловской областной универсальной научной библиотекой им. В.Г. Белинского и другими учреждениями, для чего предусмотреть необходимое финансирование.
Образовательным учреждениям в сфере культуры, занимающихся переподготовкой специалистов в области информационно-библиотечной деятельности: предусмотреть в программах темы медиа-информационной грамотности.
Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В. Г. Белинского:
· опубликовать сборник материалов конференции;
Муниципальным, районным органам управления культурой: содействовать повышению квалификации библиотечных кадров в области актуальных информационных технологий, в том числе посредством обучения на учебно-методических мероприятиях по программам дополнительного профессионального образования, организуемых Свердловской областной универсальной научной библиотекой им. В.Г. Белинского и другими учреждениями, для чего предусмотреть необходимое финансирование.
Образовательным учреждениям в сфере культуры, занимающихся переподготовкой специалистов в области информационно-библиотечной деятельности: предусмотреть в программах темы медиа-информационной грамотности.
Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В. Г. Белинского:
· опубликовать сборник материалов конференции;
· рекомендовать к распространению в муниципальных библиотеках Свердловской области выявленный позитивный опыт работы библиотеки Назарбаев Университета (Казахстан), Муниципального объединения библиотек г. Екатеринбурга, муниципальных библиотек Новоуральского городского округа, Алапаевска, Нижнего Тагила, Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского;
· актуализировать программы повышения квалификации библиотечных кадров в рамках дополнительного профессионального образования с учетом требований к работе в сетевых библиотечных проектах;
· довести информацию о необходимости массового обучения и повышения квалификации библиотечных специалистов в области освоения и использования медиаобразовательных технологий в библиотечной практике до руководителей органов управления культурой всех уровней.